bookmark
09:36 02.04.2023 2

TYMYY: Если не мы, то кто же!

Второй день TYMYY завершился громко – большим собранием в Саха театре, причем там яблоку негде было упасть. Основной итог Собрания общественности РС(Я) – собраны проекты и предложения 11 площадок, которые будут переданы Совету при Главе республике по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Проще говоря, жители республики и вся страна объединяются ради жизни, чтобы противостоять разрушительной деструктивной идеологии.

Как говорится, если не мы, то кто же?

Во второй день было несколько больших площадок: «Эллэйаада – происхождение народа саха»; семинар-практикум по Единой системе домов олонхо «TYMYY – традиционные ценности», «Синергия творчества -волонтеры культуры». А также совместно с администрацией города Якутска к Году труда в РС(Я) «Духовно-нравственный смысл труда» и совместно с Министерством внешних связей и Домом дружбы народов имени Кулаковского – «Народные праздники -культурная ойкумена».

Девиз: «Традиционные ценности – опора для развития».

Детский ансамбль Тускул на итоговом собрании

В орбиту TYMYY вовлечены десятки организаций и тысячи человек, но основной движущей силой является Институт геокультурного развития Министерства культуры и духовного развития РС(Я) – ИГР со своими партнерами и единомышленниками, которых великое множество.

В зале Академии наук РС(Я) на площадке «Эллэйаада» было много известных ученых, политиков и общественных деятелей. До обеда обсудили недавно изданную при помощи ИГР книгу известного писателя, журналиста и, как оказалось, успешного историка с классическим образованием Ивана Игнатьевича Николаева. Более часа говорил профессор, экс-ректор ЯГУ-СВФУ и экс-руководитель Института гуманитарных исследований Анатолий Алексеев, и это было очень увлекательно, как прочтение детектива.

Анатолий Алексеев начал с казаков, которые были неграмотными, но имели большой жизненный опыт и сравнивали народы по пути к Средней Лене в 17 веке. В своих записках-докладах царю они отмечали, что якуты обличием и языком похожи на татар. Живут не охотой и рыбалкой, а оседло, хозяйство имеют крепкое, скотоводческое. Охота и рыбалка – нестабильное хозяйство, которое рано или поздно заканчивается голодом и мором. Благодаря скотоводству якуты стали самым многочисленным народом на севере.

Тогда начали выдвигаться предположения: якуты прибыли с юга, где были связаны с татарским миром, и оттуда скотоводство. Так зародилась миграционная теория происхождения якутов. Есть еще автохтонная. Сейчас подавляющее большинство историков считают, что якуты как народ сложились на этой территории. Не народ перебрался сюда, а его предки мигрировали, и здесь народ сложился из разных составных частей. Какие это части – над этим бьются историки, археологи, этнографы, а в последнее время генетики. Но и генетики на 100 процентов не дают ответа, потому что нет в мире «чистых» народов, все они – генетический коктейль.

Как сказал Анатолий Николаевич, первые предки якутов появились на территории нынешней Якутии примерно 2000 лет назад. Трудами археологов под руководством доктора исторических наук Розалии Бравиной доказано, что предки якутов расселились по всей Якутии около 1200 лет назад. Вилюй был заселен до нынешнего Мирнинского района, а на севере достигли Верхоянья, Индигирки, Яны, Колымы. Ошибочная теория о том, что предки якутов пришли в 15 веке пошла от труда академика Окладникова 1950-х годов. Он выезжал в центральные улусы и просил старожилов рассказать, предков до какого колена они помнят.

То, что предки якутов пришли 2000 лет, еще никто не доказал, но профессор Алексеев уверен в этом на 90%. Недавние археологические находки на реке Токко в Олекминском улусе во многом подтверждают данную гипотезу.

В других материалах мы подробно расскажем о докладах Анатолия Алексеева и других ученых.

Книга Ивана Николаева, по словам рецензентов, написана увлекательно, при этом с соблюдением научных канонов. В ней собраны воедино многие источники, которые дают современную картину происхождения народа саха.

Во второй части площадки «Эллэйаада», которую вел историк Айтал Яковлев, выступили доктор исторических наук Андриан Борисов, доктор филологических наук Иннокентий Новгородов, научный сотрудник Института гуманитарных исследований Александра Прокопьева. Уже на этом незначительном отрезке времени возник спор. Иннокентий Новгородов считает, что если нет захоронений ранее 14 века, то и происхождение народа саха надо вести с этого времени. Однако Андриан Борисов его опровергает: найдены поселения 10 века, а раз были поселения, то были и захоронения.

Иннокентий Новгородов привел данные генетических исследований, по которым 93% якутов по мужской линии произошли от одной небольшой группы людей. Андриан Борисов, улыбаясь, сказал, что это может служить подтверждением того, что Эллэй – историческая фигура. При этом ученый считает, что с ним рядом всегда должен быть Омогой, который встретил Эллэя на Средней Лене; тем более, что Эллэй был его зятем – кютётем, а у якутов кютёт находится как бы в подчиненном положении.

Александра Прокопьева в своем докладе об исследовании захоронений на территории Якутии ответила, что их изучено немного – порядка 400, и в основном в центральной Якутии. К тому же многие захоронения не дошли до нас, так как одним из способов захоронений был надземный.

Также выступил председатель ЯРО ВОПИК Руслан Васильев, который внес интересные предложения по развитию сакральных мест на территории Якутска. Например, начать создание монументальной группы на священной для якутов горе Чочур-Муран, посвященной прародителю народа саха Эллэю, а также начать организацию экспедиции «Путь Эллэя», который, как известно, прибыл на Среднюю Лену из Предбайкалья.

Ведущие итогового собрания

Все площадки «выдали на-гора» различные проекты и предложения. Их десятки, и основные были озвучены на торжественном собрании в Саха театре. К примеру, на площадке «Народные праздники -культурная ойкумена» о сохранении культурного многообразия языков и культур народов Якутии говорилось о том, что в республике проживают представители 135 народов, это 76 процентов национальностей России. Среди проектов площадки — предложение Правительству РС(Я) учредить День национальных культур народов республики и проводить в его рамках республиканский фестиваль культур народов. Также на площадке подписано соглашение о взаимодействии по укреплению межнационального согласия и семейных ценностей между Министерством внешних связей республики, Общественной палатой РФ и Общественной палатой РС(Я). Об этом рассказала руководитель Ресурсного центра Дома дружбы народов имени Кулаковского Екатерина Егорова.

Среди предложений площадки «Труда», как сообщила депутат горсовета Алдана Надежда Селютина, краткосрочные профориентационные стажировки старшеклассников на предприятиях и в организациях, открытие площадей Трудовой доблести в Якутске и Алдане, внедрение системы государственного и муниципального заказа для произведений литературы, искусства, кино, в СМИ для популяризации труда и человека труда.

И, конечно, всегда важен взгляд со стороны.

Философ, политолог из Белоруссии Алексей Дзермант сказал:

- Духовная мобилизация, чтобы люди не потерялись в мире информации, держались корней, здравого смысла — обо все этом Собрание общественности. Видно, что есть живой нерв, который реагирует на актуальные запросы общества. Где-то можно и поучиться, как культивировать идентичность традиционной культуры.

Созданный Совет должен понять основу культуры народов Якутии, российской и якутской идентичности. Важно, что это культивируется в эстетических формах, поддерживается властью. Важно, что молодое поколение через красоту, эстетику воспринимает эти вещи как свое, родное и продолжает дальше.

И, конечно, важно в условиях горячего, жесткого противостояния понимать, что именно мы отстаиваем, каким мы видим мир, как мы хотим его сделать лучше. Это все черпается из морально-нравственных устоев, народных культур, традиций. Вижу, что это находит большой интерес и отклик.

Важно, что мы объединяемся внутри стран, регионов. Думаю, наше видение мира должно обязательно победить!

Олег Иванов, зав кафедрой продюсерства Российской академии музыки им. Гнесиных:

- Духовно-нравственные ценности формируют иммунитет, внутреннюю защиту, чтобы быть не очень восприимчивыми к дезинформации, тому, что пытается нас разрушить.

На нашей площадке мы говорили о том, что человека отличает от машины творчество. Есть творчество людей искусства, научное, техническое творчество. Нужно этих творческих людей объединять на площадках Собрания общественности, Квартале труда, других местах.

Собрание закончилось тем, что все его участники повязали цветные ленты-салама на священную нить, которая обошла все ряды Саха театра. Это знак священного общего дела.

Игорь САВВИНОВ
Посмотреть комментарии Наш канал в Telegram

Все комментарии

Старой.
22:21 02.04.23

Скорее всего,дело кончится тем,что будет потребовано срочно построить Дворец духовности на священной горе Чочур мыраан,упирая на то что того требуют изт

0
Старой.
22:24 02.04.23

космоса,в данном Дворце будет место для Мавзолея бывшего члена КПСС т.БАС- ча.....

0

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют