bookmark
15:49 30.12.2021

Cахамин Афанасьев подвел итоги работы комитета в 2021 году

Cахамин Афанасьев подвел итоги уходящего 2021 года и поделился с планами на следующий 2022 год постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.

Борьба с пожарами

Сахамин Афанасьев подчеркнул, что 2021 год – стал испытанием стихией лесных пожаров для всех нас, лесопожарных формирований, добровольцев, общественных организаций и неравнодушных граждан. “Лесные пожары были, есть и, к сожалению, будут, потому что вся история нашей экосистемы, нашего лесного биома связана с лесными пожарами. В связи с этим наша задача — уменьшить риск возникновения и распространения пожара», - отметил он.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) продолжает работать по совершенствованию действующего законодательства в области лесных отношений, в том числе и охраны лесов от пожаров и пожаротушения, так специально созданная рабочая группа разработала предложения и направила в адрес Главы Республики Саха (Якутия), депутатов Государственной Думы, представляющие Якутию.

Комитетом были внесены поправки при рассмотрении государственного бюджета республики на 2022 год в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований на увеличение численности и заработной платы работников лесопожарных формирований, на их материально-техническое обеспечение, проведение противопожарного обустройства лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Поправки в части усиления материально-технического обеспечения лесопожарных формирований были приняты и в 2022 году пройдет капитальный ремонт и строительство ряда объектов. Увеличение заработной платы работникам лесопожарных формирований будет предусмотрено в 2022 году на 10 процентов, с дальнейшим ежегодным увеличением, об этом Глава Республики Саха (Якутия) отметил в Послании Государственному Собранию Ил Тумэн.

На федеральных, международных площадках комитет продолжает отстаивать свои предложения по совершенствованию правового регулирования охраны лесов, их восстановлению, так они озвучены на Совете по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ежегодном международном Арктическом форуме.

Экологический кодекс

Парламент Якутии, в лице постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии продолжает работу по совершенствованию законодательства в области земельных отношений, природопользования и экологии, за 2021 год приняли 19 республиканских законов. Одним из основных направлений работы комитета уходящего и наступающего года, является работа по принятию Экологического кодекса Республики Саха (Якутия).

Основная идея кодификации природоохранного законодательства была заложена в 2016 году при одобрении Экологической доктрины Республики Саха (Якутия), затем эта идея была отражена в Указе Главы Республики Саха (Якутия) №2 «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)».

14 декабря 2021 года Парламент Якутии принял проект Экологического кодекса в первом чтении. В данное время создается рабочая группа по его доработке, которая учтет предложение Главы Республики Саха (Якутия) по законодательному регулированию вопросов, связанных с лесовосстановлением. Поправки к проекту Экологического кодекса принимаются до 10 февраля 2022 года.

Об охране вечной мерзлоты

В этом году климатическая повестка обозначилась принятием Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступает в силу поэтапно, начиная с 1 января 2023 года, ратифицировано Парижское соглашение.

Учитывая роль лесов в углеродном бюджете, Россия является одной из самых лесистых стран мира, пришло время реализовать этот потенциал, в том числе в целях сохранения лесов, комитетом было предложено инициировать внесение изменений и дополнений в Парижское соглашение в части компенсационных выплат странам, вносящим вклад в поглощение углекислого газа и выработки кислорода на сохранение лесных ресурсов, пропорционально площади земель лесного фонда. Лесной фонд нашей страны играет немаловажную роль в этом процессе.

Продолжается работа по продвижению вопроса о принятии проекта федерального закона о рациональном использовании и охране вечной мерзлоты. Министр природных ресурсов и экологии в сентябре 2021 года отметил необходимость принятия базового федерального закона о вечной мерзлоте. Политика в этом направлении с подачи Президента России Владимира Путина находит понимание, и сейчас мы работаем с Минприроды России, принимаем участие в разработке проекта федерального закона в части создания государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты.

Как подчеркнул Сахамин Афанасьев, пришло время на практике реализовать принятый в мае 2018 года Закон республики «Об охране вечной мерзлоты», отмечу, что без поддержки федерального центра его реализация была затруднена, но с учетом последних событий, его отдельные нормы находят отражение в федеральных законах и планах по реализации климатической доктрины.

Глава Республики отметил, что в 2023 году Всемирный саммит по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты пройдет именно в Якутии. В настоящее время идет работа по разработке плана по адаптации к изменению климата. Наш комитет войдет в организационный комитет Климатического саммита и начнет прорабатывать подготовительные вопросы.

Земельные отношения

В апреле проведены парламентские слушания, посвященные вопросам предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На которых было подчеркнуто, что основными проблемами в этой области являются: превышение спроса над предложением земельных участков, предназначенных для передачи отдельным категориям граждан в собственность бесплатно; неиспользование земельных участков правообладателями; необходимость в расширении границ населенных пунктов; вопросы с переводом земель в иные категории; учет ограничений в зонах с особыми условиями использования территорий; разночтения в градостроительной документации.

«Тут хочу отметить, что в декабре принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации», которым предлагается урегулировать проблему с зонами затопления и подтопления, затрагивающую многих жителей республики, которые в настоящее время не могут построить свои дома, на уже ранее выданных земельных участках. Ранее Правительство и Парламент республики предлагало внести соответствующие изменения в Водный кодекс РФ. Отмечу, что при принятии данного Закона для получения разрешения на строительство правообладателям земельных участков, входящих в зоны подтопления и затопления необходимо будет провести работу по обеспечению инженерной защиты в части искусственного повышения территории либо установки свайного поля», - сказал председатель профильного комитета.

В комитет поступили предложения от 8 муниципальных районов, и в каждом речь идет о возобновлении альтернативной меры социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в части увеличения средств республиканского материнского капитала «Семья» взамен земельного участка. Парламентом республики было рекомендовано Правительству Республики Саха (Якутия) возобновить с 2022 года альтернативную меру социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в части увеличения размера республиканского материнского капитала «Семья», предоставляемого при отказе от получения бесплатного земельного участка, с расширением направлений распоряжения средствами республиканского материнского капитала «Семья». Либо рассмотреть возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих трех и более детей, без привязки к республиканскому материнскому капиталу "Семья" взамен предоставления земельного участка. В 2022 году комитет продолжит работу в этом направлении.

Мамонтовая фауна

В ноябре 2021 года проведены парламентские слушания по правовому регулированию сбора ископаемых остатков мамонтовой фауны.

«Все вопросы, связанные с ископаемыми остатками мамонтовой фауны являются одной из составных частей имиджа Республики Саха (Якутия) и ее узнаваемым брендом. Эта отличительная черта отражает уникальность Республики Саха (Якутия). В 2022 году пройдет Международный форум Мамонта, целью которого является обсуждение и популяризация проводимых в мире, в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) научных исследований мамонтовой фауны. Глава Республики Саха (Якутия) в Послании анонсировал строительство Всемирного центра мамонта, целью которого является реализация полного комплекса научных и просветительских задач в области мамонтовой фауны. В рамках действующей рабочей комиссии по мамонтовой фауне совместно с Правительством республики продолжим работу в этом направлении. Что касается правового регулирования, информирую, что соответствующий проект федерального закона находится на рассмотрении Государственной Думы. Парламент и Правительство Якутии совместно проводит работу по его продвижению», - отметил парламентарий.

Ответственное недропользование

На правительственном часе рассмотрели вопросы реализации Национального проекта в сфере экологии, в рамках которого на территории республики реализуются 4 региональных проекта «Чистая страна», «Сохранение лесов», «Комплексная система обращения с ТКО», «Чистая вода».

В целях реализации Закона республики «Об ответственном недропользовании» с июля 2021 года ведется мониторинг социальной эффективности недропользователей, ведущих деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

На 1 октября 2021 года крупными предприятиями, действующими на территории республики, реализуются 30 соглашений о взаимодействии, 49 Комплексных среднесрочных программ по охране окружающей среды, предполагающих внедрение новых технологий.

Кроме крупных предприятий-недропользователей в республике субъекты малого и среднего предпринимательства развивают экологические виды бизнеса, раздельный сбор отходов, внедрение новых технологий по их вторичной переработке.

Взаимодействие с компаниями, ведущими деятельность на территории нашей республики выходит на новый уровень, постепенно в стандартах деятельности компаний укореняется термин ESG (Environmental, Social, Governance) - совокупность принципов социально ответственного ведения бизнеса. Это означает, что компания заботится об окружающей среде, этично относится к сотрудникам, клиентам и обществу и придерживается принципов эффективного и прозрачного корпоративного управления.

Сегодня в современных условиях соблюдение принципов ESG становится основным критерием, позволяющим оценивать деятельность компаний, и в будущем станет одним из главных принципов работы любой компании. Мы находимся пока в начале пути и предпринимаем меры по возможному правовому регулированию в этой области. Это также в своем послании подчеркнул Глава республики.

«В настоящее время, единичные компании, ведущие деятельность на территории республики придерживаются ESG-принципов. Нам необходимо добиться таких результатов, чтобы компании были заинтересованы развивать экологические и социальные проекты, проводить комплексные научные исследования экологического состояния территории и здоровья населения, геотехнический мониторинг на промышленных объектах, инвестировать в создание инфраструктуры, здравоохранения, образование и культуры нашего региона. Мы должны принимать все возможные меры по развитию ответственного отношения бизнеса как по отношению к окружающей среде, так и населению», - сказал народный депутат.

В рамках включения в Национальный проект «Экология» мероприятий по сохранению реки Лены, проведено совместное заседание комитета Законодательного Собрания Иркутской области по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве и постоянного комитета Государственного Собрания по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии. Заложена основа дальнейшей совместной работы по сохранению нашей великой реки Лены.

Вопрос развития в республике аквакультуры, проблемы и перспективы развития товарного рыбоводства также рассмотрен на круглом столе. Развитие аквакультуры (товарного рыбоводства) может стать альтернативой промышленному рыболовству, и снизить нагрузку с промысловых рек Якутии, а также обеспечить население республики доступной рыбной продукцией. В 2022 году планируется строительство рыбоводного завода в среднем течении реки Лена.

Вопросы реализации территориальной схемы обращения с отходами, организации деятельности по раздельному сбору твердых коммунальных отходов и дальнейшей их переработке на территории Республики Саха (Якутия) обсуждены на круглом столе, на котором было подчеркнуто необходимость совершенствования модели регулирования отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами. В 2022 году уполномоченные органы должны решить проблемные вопросы в части реализацию мероприятий «Чистая страна» в полном объеме, строительства новых полигонов твердых коммунальных отходов в ряде населённых пунктов, региональные операторы обеспечить реализацию условий заключенных соглашений, главам муниципальных образований необходимо обеспечить обустройство мест для накопления твердых коммунальных отходов. Как отметил Сахамин Афанасьев, рассматриваются различные варианты реализации мероприятий Территориальной схемы на территориях малых населенных пунктов, территориях с малыми объемами образования твердых коммунальных отходов и сложной транспортной схемой, ставим задачу обеспечения реализации плана мероприятий по внедрению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории республики.

Продолжается работа по установлению правового статуса вахтовых поселков. 2020 и 2021 годы показали нам, что в этом направлении необходимо принять меры по совершенствованию правового регулирования, связанного с использованием вахтового метода работы. На территории республики действуют более 200 вахтовых поселков, в которых проживают 62 тыс. вахтовых работников, но при этом многие аспекты их жизнедеятельности не урегулированы, в том числе и в части охраны окружающей среды. В настоящее время создана рабочая группа, разработан проект федерального закона «О статусе вахтового поселка».

Особое внимание уделяется работе с федеральным законодательством. Так, предложение Ил Тумэна в части решения проблемы, связанной с зонами затопления и подтопления учтены в законопроекте по внесению изменений в Водный кодекс РФ. Ведется работа в составе рабочей группы Минприроды РФ по разработке проекта федерального закона в части ведения мониторинга за многолетней мерзлотой, на рассмотрении в Госдуме находится законопроект по внесению изменений в Закон РФ «О недрах» в части правового регулирования коммерческого сбора ископаемых остатков мамонтовой фауны.

Изменения в федеральном законодательстве, внесенные в 2021 году.

Принят Закон об ответственности собственников опасных предприятий за ликвидацию накопленного вреда, который вступит в силу в 2022 году. Ранее парламент Якутии проводил круглый стол по вопросам обеспечения безопасности опасных производственных объектов с участием общественников, на котором было отмечено необходимость обязательной ликвидации накопленного вреда собственниками опасных производств. Последствия наследия советского периода промышленного освоения до сих пор имеются на территории республики, например, это Куларская ЗИФ, бесхозные гидротехнические сооружения и хвостохранилища.

Документ обязывает собственников особо опасных производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности реализовать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды. Данные планы должны быть разработаны за 5 лет до конца срока эксплуатации объекта. Подготовленный план обязательно будет проходить государственную экологическую экспертизу, также будет определена его сметная стоимость.

Самое важное, владелец объекта подтверждает финансовое обеспечение. За выполнением плана будет следить Росприроднадзор и выдавать заключение по итогам выполнения. Только при его наличии можно будет исключить объект из реестра опасных производственных объектов, который контролируется Ростехнадзором.

Если план ликвидационных мероприятий не будет разработан и выполнен, то владельцы понесут ответственность - компенсационный платеж (в размере стоимости ликвидационных мероприятий) будет рассчитывать Росприроднадзор.

Собственники предприятий должны нести ответственность за неизбежный вывод из эксплуатации своих производств и ликвидацию накопленного вреда. Это ключевой природоохранный закон. Реализуется принцип «намусорил – убери за собой».

Еще одно нововведение, это принятие Закона об окрашивании экологических платежей. Неоднократно этот вопрос мы обсуждали на парламентских слушаниях, различных площадках, речь идет о платежах за негативное воздействие на окружающую среду, которые поступая в бюджеты различных уровней, будут целенаправленно идти только на природоохранные цели. Отмечу, что поступающие средства от НВОС направляются 5 процентов в федеральный бюджет, 45 процентов в региональный и 55 процентов в муниципальный бюджеты. Так, в последние годы верхняя граница платежей за НВОС доходила до 800 млн. рублей, в среднем же сумма составляет 400-600 млн. рублей.

«Целевой характер расходования средств позволит быстрее решать наболевшие экологические проблемы. Советую всем улусам (районам) разработать и принять свои муниципальные программы, источниками, финансирования которых могут стать платежи за НВОС. Закон будет действовать с сентября 2022 года», - обратился народный депутат к органам местного самоуправления.

Принят федеральный закон об усилении ответственности за нефтеразливы, которым устанавливается административная ответственность за нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В числе обязательных требований - утверждение в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, осуществление мероприятий, предусмотренных планом и подтверждение их финансового обеспечения. У компаний должны работать системы наблюдений за состоянием морской среды, обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов. Уполномоченный орган должен оповещаться о факте разлива нефти, получать своевременно все необходимые достоверные сведения.

Требования распространяются на нефтегазодобывающие производства, объекты переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и продуктов их переработки.

За невыполнение этих требований законом предусмотрены административные штрафы за первичные и повторные нарушения: от 10 до 100 тысяч рублей для должностных лиц; от 30 до 200 тысяч для индивидуальных предпринимателей; от 100 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц. При повторном привлечении к ответственности предусматривается также приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Законом также установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний надзорных органов об устранении нарушений законодательства. Размер штрафов составит от 10 до 50 тысяч рублей для граждан; от 30 до 100 тысяч - для должностных лиц; от 100 до 300 тысяч рублей - для юридических лиц. В случае повторного невыполнения предписания должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до трех лет.

«Ежегодно у нас случается локальные загрязнения нефтепродуктами, это в основном при транспортировке наземным и водным путем, но есть также стационарные пункты хранения нефтепродуктов, где постоянно происходят локальные загрязнения. Данный Закон позволит исключить возможность пренебрежительного отношения эксплуатирующих организаций к выполнению требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и тем самым минимизирует возможность допущения экологических катастроф, как на суше, так и на водных объектах», - парламентарий отметил преимущества изменений в законе.

В середине 2021 года приняты масштабные изменения в Закон РФ «О недрах», которые вступают в силу с 1 января 2022 года. Впервые за 30 лет в закон «О недрах» внесены существенные изменения. Первый блок изменений – вводятся единые стандарты для того, чтобы отрасль полностью была управляемой и прозрачной. Торги на пользование недрами – и на региональные, и на федеральные месторождения - будут проводиться исключительно в формате электронных аукционов.

Лицензия станет единой формой по всей стране, которая будет храниться в едином федеральном реестре, вместе с новым форматом документа. Это позволит обеспечить прозрачность работы.

Теперь лицензия не просто обложка, бланк на который внесли, это теперь запись в реестре со всеми юридически значимыми и геологическими документами. Со следующего года лицензия - это набор очищенных данных, которые легко прослеживают жизненный цикл месторождений. То есть становится максимально прозрачным, любое решение, которое будет приниматься, оно будет мотивироваться либо геологическими данными, либо на основе геолого-экономического анализа. Вся информация о лицензиях теперь будет храниться в одном месте, к ней будет доступ у органов власти, и контролирующих ведомств.

Также в числе нововведений - унификация процедуры установления факта открытия месторождений. Это особенно актуально для компаний, ведущих деятельность в разных регионах, так как сейчас у каждой территории свои требования по процедуре.

В следующем году за счёт снятия административных барьеров сократятся сроки предоставления государственных услуг в сфере недропользования, с 273 до 127 дней.

Еще один блок изменений направлен на рост инвестиционной привлекательности отрасли. Например, будет закреплен механизм выдачи правораспорядительных документов по международным договорам. Это поможет в освоении трансграничных месторождений. Также проработан механизм предоставления участков недр в пользование для закачки парниковых газов.

Лицензии на оценку пригодности участка недр для закачки парниковых газов можно получить уже сейчас. А с 1 января появится возможность оформлять лицензии уже на строительство хранилищ парниковых газов.

С нового года изменения коснутся и блока ответственности недропользователей. Теперь в законе предусмотрели обязанность: есть лицензия/нет лицензии, а убрать за собой, привести территорию в порядок – экс-недропользователь обязан. То есть контролирующие органы смогут привлечь его к ответственности.

Задачи в 2022 году

В 2022 году основными нашими задачами будет совершенствование правового регулирования охраны лесов и их восстановление, принятие Экологического кодекса Республики Саха (Якутия), продвижение наших инициатив в Государственной Думе и Правительстве Российской Федерации, к ним относим законопроекты по мамонтовой фауне, вечной мерзлоте, вахтовым поселкам, накопленному ущербу советского периода, внесению изменений в Лесной кодекс. В целях продвижения наших законодательных инициатив запланировано проведение выездного заседания Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды в г.Якутске.

***

Сахамин Афанасьев также поздравляет с наступающим Новым годом:

"2021 год принес нам немало испытаний, привнес много изменений, выдался насыщенным важными общественно-политическими событиями. От имени постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии благодарю за совместную работу и поздравляю всех с наступающим Новым 2022 годом.

Крепкого здоровья, взаимопонимания, счастья и благополучия!"

Пресс-служба Ил Тумэна
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют